«Thriller»
Альбом «Thriller» вошел в историю как самый продаваемый альбом в мире и навсегда изменивший облик музыкального бизнеса. По поводу этого альбома продюсер Квинси Джонс заявил в интервью журналу «Тайм»: «Чёрная» музыка должна была играть вторую скрипку в течение долгого времени, но её дух — целая движущая сила в поп-музыке, которую Майкл соединил с каждой душой в мире.
Выпущенный в ноябре 1982, «Thriller» дал Америке семь синглов:
«The Girl Is Mine» (№ 2, дуэт с Полом Маккартни),
«Billie Jean» (№ 1, премия «Грэмми», самый крупный хит за всю карьеру Джексона и один из наиболее сэмплируемых треков фанк-музыки),
«Beat It» (№ 1, ещё одна «Грэмми»),
«Wanna Be Startin' Somethin'» (№ 5),
«Human Nature» (№ 7),
«P.Y.T. (Pretty Young Thing)» (№ 10),
«Thriller» (№ 4).
«Thriller» возглавлял Billboard 200 в течение девяти месяцев (37 недель) и не покидал пределов этого чарта более двух лет (122 недели). За этот альбом Джексон получил восемь премий «Грэмми» (в том числе в самой престижной номинации, «лучший альбом года») и семь American Music Awards (Американские музыкальные премии). В 1985 альбом был объявлен Книгой рекордов Гиннесса «наиболее продаваемым альбомом за всю историю». По данным на июль 2001, продано 26 миллионов копий альбома в США, что сделало его вторым альбомом по продажам в истории Америки, позади «The Greatest Hits» группы The Eagles (27 миллионов). Во всём мире, «Thriller» был реализован рекордным тиражом в 104 миллиона копий.
Джексон и его продюсеры ловко использовали в своих интересах активно развивающееся музыкальное телевидение: его революционные видеоролики стали основой для MTV, которому исполнился только год во время выпуска альбома. Популярности диска способствовало, помимо многих иных причин, выступление Джексона в мае 1983 года на 25-й годовщине Motown, где он представил миру 14-минутный видеоклип, снятый к песне «Thriller» и выдержанный в стилистике фильма ужасов. На этом же концерте во время исполнения «Billie Jean» Джексон впервые продемонстрировал свою знаменитую «лунную походку»
Восьмидесятые годы
По мере того как усиливалось внимание прессы к персоне Джексона, певец и его окружение использовали эту шумиху для извлечения неслыханной дотоле финансовой выгоды. В 1983 он заключил контракт с «Пепси-колой», в рамках которого должен быть сняться в их рекламном ролике. Во время съёмок произошёл несчастный случай, из-за которого Джексон получил ожоги всего лица. Несмотря на это, в 1984 году он вновь лидировал в американских чартах, на этот раз с записанной в дуэте с Полом Маккартни композицией «Say Say Say». На следующий год Майкл скупил большую часть акций компании ATV Music Publishing, обладавшей правами на большинство песен The Beatles, что послужило причиной размолвки с Маккартни, который сам мечтал выкупить эти акции. Майкл Джексон также работал вместе с Фредди Меркьюри, сделав с ним несколько пробных записей, сообщил гитарист Queen Брайан Гарольд Мэй. . Тем не менее по неизвестным причинам сотрудничество так и не состоялось. Официально говорилось о занятости обоих музыкантов.
Во время подготовки нового альбома Джексон впервые занялся благотворительным проектом, которых в его карьере будет ещё немало. Вместе с Лайонелом Ричи он написал «We Are the World» (Мы — этот Мир) — благотворительный сингл, исполненный при участии огромной россыпи звёзд первой величины для помощи обездоленным детям Африки. В 1986 году эта песня была перепета на немецком языке («Wir sind die Welt») известной панк-рок исполнительницей Ниной Хаген.
Третий (и последний) альбом тандема Джексон-Квинси, «Bad», занимал первую строчку Billboard 200 в течение шести недель и дал миру ещё семь хитов, из которых пять вознеслись на вершину Billboard Hot 100: «Bad», «I Just Can’t Stop Loving You», «The Way You Make Me Feel», «Man in the Mirror» и «Dirty Diana». В альбоме «Bad» Джексон и Квинси старались следовать рецепту успеха предыдущего диска (использование стильного бита, гладкого фанк-джаза и электрогитары), но сделать всё гораздо масштабнее. Альбом был реализован весьма солидным тиражом в 29 млн копий.
Далее Майкл был занят своим первым турне в качестве сольного исполнителя, в поддержку альбома «Bad». Это была поездка по 15 странам, которая заняла большую часть 1988 года, на всё время которой ему были предоставлены в полное распоряжение автобус, самолёт и вертолёт.В 1987 Джексон снялся в трёхмерном фильме «Captain EO». Последний, с бюджетом от $17 до 30 млн, длился всего 17 минут и на то время был самым высокозатратным фильмом относительно длительности. Это было первое появление Джексона на большом экране.
В 18-минутном клипе к заглавной песне альбома «Bad» было несложно заметить изменения во внешности певца. Несмотря на то, что цвет его кожи был чёрным на протяжении всего детства, с 1982 он начал светлеть, и стал светло-смуглым. Это стало так заметно, что об этом стала писать вся пресса, и не только жёлтая. Джексон объяснил это редкой болезнью витилиго и развеял слухи о том, что это результат намеренных действий. Помимо светления кожи, другой причиной изменения внешности певца была пластическая хирургия. Несмотря на заявления нескольких хирургов о том, что Джексон подвергся нескольким операциям на носовой полости, а также по приподнятию лба, утончению губ, операции на щёках, Джексон в автобиографии 1988 года Moonwalker пишет лишь о двух пластических хирургиях носа и создании ямочки на подбородке, а в остальных изменениях внешности винит половую зрелость и диету.
Девяностые годы
Каждый шаг Джексона освещался и анализировался средствами массовой информации, а его причуды годами широко обсуждались в прессе. Большую часть времени Майкл был вынужден проводить в уединении на своём строго охраняемом от посторонних ранчо Neverland (Неверлэнд). Там его посещали немногие друзья, включая суперзвезду Элизабет Тейлор. На ранчо также жили дети, к которым певец был всегда неравнодушен. В 1993 году ему были предъявлены обвинения в развращении малолетнего мальчика, однако на тот момент дело удалось замять: по предположениям прессы, Джексон просто откупился от его родителей. На самом деле, через несколько дней после смерти певца, первая «жертва» сексуальных домогательств Джордан Чэндлер, не выдержав мук совести, признался, что обвинение было сфальсифицировано по настоянию его отца в целях получения денежной компенсации и оказалось не чем иным, как клеветой, повлиявшей на всю последующую жизнь певца.
Этот сексуальный скандал разгорелся через два года после выхода альбома «Dangerous», релизу которого предшествовала премьера масштабного видеоклипа к синглу «Black or White» («Чёрный или белый»). Показ клипа на MTV был разрешён только после исключения из него сцен, в которых Джексон разбивает окна и имитирует мастурбацию. В течении пяти недель «Black or White» занимал верхнюю строчку чартов и стал самым большим хитом Джексона после «Billie Jean». Как и с предыдущих, с этого альбома было выпущено семь синглов. Помимо «Black or White» (№ 1) они включали «Remember the Time» (№ 3), «In the Closet» (№ 6) и «Will You Be There» (№ 7). Для «Remember the Time» был снят многомиллионный клип с компьютерными спецэффектами, причём фараона Египта и его супругу изобразили Эдди Мерфи и топ-модель Иман.
В 1995 году был выпущен в свет крайне амбициозный «HIStory: Past, Present and Future — Book I» — двойной альбом, который соединил диск из 15 новых песен с диском самых больших хитов. Предполагалось, что это будет первая часть трилогии. В целях возвращения пошатнувшейся популярности первым синглом был выпущен «Scream» — дуэт певца с сестрой, Дженет Джексон, которая стала к тому времени мегазвездой масштаба, сопоставимого с Майклом. Песня сопровождалась футуристическим видеоклипом, на съёмки которого было потрачено свыше семи миллионов долларов — рекорд, не побитый и по сей день.
Альбом дебютировал под номером один в Billboard 200 и был распродан тиражом в 7 миллионов копий в США (15 миллионов по всему миру). Многие новые песни из него были выпущены синглами, среди них баллада о Москве («Stranger in Moscow»; записать песню о российской столице Джексон пообещал, впервые побывав здесь в 1993 году), эпическая композиция на экологическую тему «Earth Song» (пять недель на первом месте в Великобритании) и композиция в стиле современного ритм-энд-блюза «You Are Not Alone» (его тринадцатый «номер один» в Billboard Hot 100), написанный и спродюсированный для него Ар Келли. В клипе на «You Are Not Alone» Майкл появился полуобнажённым вместе со своей тогдашней супругой — Лизой Марией Пресли, дочерью Элвиса Пресли.
Следующего альбома с новыми песнями поклонникам певца пришлось ждать целых шесть лет. Правда, в 1997 году в магазинах появился альбом танцевальных ремиксов на треки из «HIStory» — «Blood on the Dancefloor». Отзывы на этот диск были в основном положительными, а заглавная композиция возглавила чарты продаж во многих странах, в том числе в Великобритании. В США альбом прошёл практически незамеченным и не достиг первой строчки в чартах.
Выпуск следующего альбома не раз откладывался, поскольку Джексон стремился изготовить идеально выверенную, безупречную запись, которая поправит его пошатнувшееся коммерческое благополучие. Его лейбл «Sony» неохотно соглашался вкладывать миллионы долларов в казавшийся бесконечным процесс записи, перезаписи и последующей раскрутки альбома, что в конечном счёте привело к уходу певца на лейбл Epic Records. «Invincible» (Непобедимый), выпущенный в октябре 2001 года, содержал 16 треков, включая сингл «You Rock My World», в клипе к которому снялся легендарный Марлон Брандо. Альбом был неоднозначно встречен критиками, а цифры его продаж были в два раза скромнее, чем у «HIStory».
Выступления в России
Впервые в Москву Майкл Джексон приехал в сентябре 1993 года. Его концерт был организован фирмой «Десса» и обошёлся ей в $1 000 000. Организатор гастролей — Гаспаров, Самвел. Концерт прошёл 15 сентября на открытой площадке — Большой Спортивной Арене (БСА) стадиона «Лужники» при проливном дожде. Вскоре после концерта фирма прекратила свое существование из-за финансовых проблем, стадион был закрыт на ремонт.
Второе выступление Джексона в России прошло в сентябре 1996 года на московском стадионе «Динамо».